Россия, с.Кубачи, ул. Ю.Шамова, 168
Работаем с 10-00 до 22-00
ЕЖЕДНЕВНО, И В ПРАЗДНИКИ
Добавлено в корзину

Статьи


История Кубачи. Часть 19. Абдулхалик Гусейнов. Промысел Кубачи XVIII века


Начал приходить в упадок и кустарный промысел, в частности, из-за того, что чинились всевозможные препятствия, в том числе и таможенные. В рапорте генерал-майора Вреде командующему войсками генерал-лейтенанту Вельяминову отмечалось: «Едущие туда и обратно останавливаются объездчиками, и если окажется у кого-то бездельная сумма в червонцах или в серебре, задерживают их для взыскания пошлины... Чиновники, застав, задерживают даже и тех, кто собственно свои произведения и изделия в своих границах перевозит из одного места в другое».
История Кубачи. Часть 18. Абдулхалик Гусейнов. Вхождение Дагестана в Россию


Вхождение Дагестана в состав России было юридически оформлено после подписания в 1813 году Тюлистанского мирного договора между Россией и Ираном.

История Кубачи. Часть 17. Абдулхалик Гусейнов. Кубачи в конце XIX века


В 30-е годы XVIII века правителем Ирана стал Надир-шах, и в 1735 году, согласно мирному Гянджинскому договору, подписанному им с Россией, Дагестан отошел к Ирану после 13-летнего владения им Россией. Однако многие народы  Дагестана, в том числе население Кайтагского уцмнйства, не желали признавать власти Надира. Тогда он вступил в Кайтаг, занял село Маджалис, разорил его и принудил уцмия покориться.

История Кубачи. Часть 16. Абдулхалик Гусейнов. Европейские путешественники в Кубачи


Более подробные сведения о состоянии дел в Кубачи оставили европейские путешественники Грул и Грабт, побывавшие в селе в 1781—1787 годах. Они писали о большом промысловом значении производства холодного оружия кубачинскими мастерами, о том, что в Кубачи помимо этого изготавливаются ружья, пистолеты, конская сбруя, ювелирные украшения, изделия из меди и т. д. Они же упоминали о развитом здесь камнерезном искусстве, о наличии в селе разнообразных  памятников декоративно-прикладного искусства.
История Кубачи. Часть 15. Абдулхалик Гусейнов. Кубачи на рубеже XVIII—XIX веков


Чтобы представить себе Кубачи XVIII-XIX веков, необходимо совершить краткий экскурс в историю. Хотя в силу своей «сектантской» замкнутости, как писал Е. Шиллинг, кубачинцы не принимали особо деятельного участия в тех или иных событиях, тем не менее, полностью изолироваться от них не могли. Кубачи, как известно, входили в Кайтагское уцмийство на правах вольного общества.  Уцмийство занимало территорию от реки Оросой-Булак до реки Дар-бак и тянулось от Каспийского моря на 100 км к западу. 
История Кубачи. Часть 14. Абдулхалик Гусейнов. Судебный совет в Кубачи


Всеми вопросами судебной системы ведал один из членов Совета старейшин — председатель Судебного совета. Его избирали сроком на 15 лет из числа наиболее авторитетных и умудренных житейским опытом мужчин. Председатель Судебного совета назначал по своему усмотрению судьями 6 человек из числа 'авторитетных семей, но все они оставались засекреченными для остальных сельчан, т. е. народ не знал, кто является членом судебной комиссии.

История Кубачи. Часть 13. Абдулхалик Гусейнов. Судебная система в Кубачи


В Кубачи существовала и определенная судебная система, об этом в свое время мне рассказывал Магомед Шихумов (Ушану). Согласно этой системе, за небольшие провинности — драку, избиение, оскорбление или за невыполнение указаний Совета старейшин полагалось платить  штраф.  Тяжкими преступлениями в селе считались убийство, изнасилование, кража имущества сельчан или имущества мечети. За тяжкие преступления провинившийся наказывался высылкой из села.
История Кубачи. Часть 12. Абдулхалик Гусейнов. Джума-мечеть в Кубачи


Самой богатой была Джума-мечеть, в ее ведении находилось большое количество пашен в разных селах (Уркарах, Киша, Дибгалик, Викри, Цизгари, Дибгаши и др.) Ежегодно с этих пашен, сдаваемых в аренду малоземельным и безземельным крестьянам, в распоряжение мечети поступало до 150 ослиных вьюков пшеницы. В распоряжении Джума-мечети были и золотые запасы, собранные как «закят», иногда золото закупалось и самой мечетью для пополнения резервного фонда. 
История Кубачи. Часть 11. Абдулхалик Гусейнов. Воинская повинность и управление в Кубачи


Начиная с раннего средневековья, в кубачинском вольном обществе сложилась определенная система воинской повинности. Нести службу обязан был каждый трудоспособный кубачинец. На военную службу зачислялись молодые ребята, которым исполнялось 24 года. Войско называлось «акбильхан», оно составляло гарнизон крепости. Служили, как правило, по 4 месяца, через каждые 4 года до исполнения 48 лет. Несли службу и жили все это время в башнях-крепостях, где находились необходимые запасы оружия и провианта. 
История Кубачи. Часть 10. Абдулхалик Гусейнов. Кубачи в конце XIX века


В 1869 году, по Тифлисским статистическим данным, в Кубачи числилось 860 дворов с населением 3757 человек, а в 1892—99 годах и в 1901 году, по данным Военно-медицинской академии, в Кубачи проживало 2292 человека. Уменьшение численности населения продолжалось и в начале ХХ века. По рассказам Гаджирасула Ирранова, кстати, одного из наиболее грамотных людей села, причиной тому явилось несколько эпидемий чумы, брюшного тифа и холеры, «посетивших» Кубачи.
История Кубачи. Часть 9. Абдулхалик Гусейнов. Налоги от кубачинцев


Совет старейшин села решил послать влиятельного кубачинца Махада Мунгиева с подарками в самому царю. Писарем из Маджалиса было составлено письмо-ходатайство об освобождении кубачинцев  от подушной подати.

            Царь радушно встретил посланца, принял подарки — серебряный кинжал с поясом, приказал показать гостю город и подготовить ответ на послание кубачинцев. На третий день Махаду вручили ответ. 

История Кубачи. Часть 8. Абдулхалик Гусейнов. Кубачи в царской России


В 1725 году Кайтагский уцмий дал присягу на верность России, и с этого времени кубачинцы перестали платить ему дань. Правда, уцмий пытался вновь обложить село данью, но кубачинцы выдвинули встречное требование — восстановить  крепостную стену, в противном случае они отказывались от уплаты. Силой пойти на Кубачи уцмий не решился, видимо, потому, что кубачинцы могли обратиться за помощью к России, на верность которой к тому времени присягнули и они. 

История Кубачи. Часть 7. Гусейнов Абдулхалик. Крепостная стена и башни в Кубачи


До середины XVII века Кубачи окружала высокая крепостная стена. В этой стене было четыре входа: два — с восточной стороны, один — с западной, один  — с северной. Стену венчали 7 башен с бойницами. В настоящее время сохранились остатки трех башен: «Кунакла калльа», «Акайкала калльа» — в верхней части села и «Хьяжемурадкалла калльа» — в нижней части села. До 1936 года сохранялись полтора этажа башни «Чяхатла калльа» в северо-западной части села.

История Кубачи. Часть 6. Гусейнов Абдулхалик. Исламизация Кубачи


Исламизация Кубачи проходила, как уже отмечалось, длительное время. Кубачинцы упорно сопротивлялись. Показательно, что разные части села приняли ислам с интервалом около 100 лет. Видимо, это было связано с тем, что дорога в село и по селу шла снизу вверх. Мусульманство насаждалось военными методами из крепости Калакорейш, находившейся в 8 км от Кубачи на вершине неприступной горы, добраться до которой можно было только по одной-единственной тропинке. В крепости стоял арабский гарнизон, который и совершал опустошительные набеги на окружающие села. Кубачи долго и довольно успешно противились исламизации. Их форпостом в борьбе с арабами было село Амузги. Однако силы были неравными, и в конечном итоге кубачинцам пришлось принять ислам в XIV веке.

История Кубачи. Часть 5. Абдулхалик Гусейнов. Другие версии происхождения кубачинцев


Большие знатоки истории Кубачей Гаджирасул Ирганов и Алихан Барцов рассказывали мне, что они слышали от своих дедов несколько иную версию происхождения Кубачей. По их словам, кубачинцы произошли от парсиков, т. е. иранских воинов, которые не захотели вернуться на родину и решили остаться в Дагестане. Я также считаю эту версию более правдоподобной. Подтверждениям этому может служить тот факт, что иранцы (парсияне) так же, как и кубачинцы, мастеровой народ, в их искусстве много схожего. В Кубачах были элементы зороастризма, широко распространенного в странах Переднего Востока.