Россия, с.Кубачи, ул. Ю.Шамова, 168
Работаем с 10-00 до 22-00
ЕЖЕДНЕВНО, И В ПРАЗДНИКИ
Добавлено в корзину

Статьи


Николай Бакланов 35 Кубачинские орнаменты


Если невелико количество разных типов узора, и мастер достигает бесконечного разнообразия в декорации только умелым сочетанием и чередованием различных типов, меняя в зависимости от техники методы их начертания, то еще меньше выбор тех отдельных элементов, из коих создаются эти типы; кажущееся их разнообразие достигается опять различными сочетаниями и изгибами элементов, применительно к месту и соседним рисункам.
Николай Бакланов 33-34. Кубачинские узоры. Тукхун, ллом и другие


Наконец следуют типы узоров несамостоятельных к основным. Это всевозможные каемки и полоски, ограничивающие, разбивающие украшаемую плоскость на отделения, «дома», по-кубачински, или, наоборот, объединяющие несколько отдельных пятен в общую композицию.
Николай Бакланов 29-31. Кубачинские узоры. Мархарай. Тамга.Тутта.   Москов накъиш


Основными, наиболее применяемыми узороми, для заполнения больших пространств, ограниченных любой линией, любой формой, являются «мархарай», "тутта" и "тамга",  Москов накъиш
Николай Бакланов 28 Кубачинские узоры


Откуда же появилось это тонкое чутье? Откуда взялись навыки? Откуда пошла установившаяся традиция и давно ли она установилась? Есть ли технические и художественные приемы чисто местное явление, или целиком откуда-либо пришедшее влияние, или же наконец они представляют равнодействующую целого ряда влияний, сочетавшихся между собою и в сумме давших своеобычную, как бы местную технику и искусство?
Николай Бакланов 27 Эмаль


Работа с эмалью появилась в Кубачи совсем недавно, независимо от филиграни, и является уже плодом городской культуры, попыткой расширить круг деятельности и завоевать нового потребителя. И методы работы, и орнамент отражают рынок, обнаруживают неудачное стремление применить способ массового производства.
Николай Бакланов 26 Филигрань. Сборка


Когда весь ассортимент отдельных частичек заготовлен, можно приступить к сборке вещи. Орнамент предмета разбивается толстой проволокой на отдельные участки соответствующей форсы, например: звезда на ромбы, круг на секторы или сегменты с треугольниками, разделяясь таким образом на небольшие, в 1-2 кв.см участки геометрической прямо- или криволинейной формы. разбивка эта производится изгибанием полоски или проволоки соразмерной фигуре толщины.
Николай Бакланов 25 Филигрань. Свивание проволоки.


В числе нововведений (относительно, конечно) следует упомянуть филигранное дело и появившееся совсем уже недавно эмалевое. Когда собственно филигрань (древнерусская «скань») проникла в Кубачи, сказать трудно, но несомненно, много позже всех ранее описанных производств.
Николай Бакланов 24 Изготовление светильника


Другой работой литейщика является изготовление медных светильников  чах почти античного типа, напоминающих низкий пузатенький чайник с ручкой, без крышки и с широким носиком, вытянутым горизонтально. В чах наливается масло, в носик вкладывается пучок пакли или старая истертая тряпка. Лампа заправлена, остается зажечь.
Николай Бакланов 23 Обтачивание и шлифовка котла


Обтачивание производится на примитивнейшем станке, сразу переносящим своим видом в глубокую древность. На деревянной горизонтальной оси, вращающейся в деревянных подшипниках, укреплен деревянный же каркас, окованный обручем, в котором укрепляется с помощью клиньев изготовленный котел на вышине около метра над землей.
Николай Бакланов 22 Отливка котла


Когда медь растопилась, после нескольких проб и добавок необходимых ингредиентов, все подготавляется к отливке. Высушенные и нагретые формы складываются и скрепляются попарно, свинченные имеющимися на каркасах болтами, устанавливаются поблизости от горна на земляном полу мастерской, немного в наклонном положении, чтобы медь проникала постепенно, заполняя окружность котла, а не сразу, и тем дала бы возможность воздуху, по мере заполнения формы, выходить из нее в особо оставленное отверстие.
Николай Бакланов 21 Работа медно-литейщика


Еще однообразнее и монотоннее работа медно-литейщика. Он умеет изготовлять котлы, хотя разных размеров, но неизменно одной формы, и светильники (для масла) одной величины и слабо варьируемой формы. Вот  и все его искусство. Очень слабое разнообразие вносят в работу варианты формы ручек котла, отливаемых отдельно, присутствие или отсутствие орнамента на котле или светильнике, разная форма палочки или шильца, прикрепленного к светильнику для поправки фитиля. Вот те единственные пункты, в которых он может проявить некоторую тень творчества.
Николай Бакланов 1926 г. Часть 20. Медно-чеканное дело. Другие кувшины


Из других предметов специфического кубачинского потребления чеканщик изготавливает небольшой кувшинчик «кутка» обычный спутник большого, служащий и для наполнения мучала водой из фонтана, и для питья, и для облегчения носки воды (он служит перевесом для мучала на шарфе, перекинутом через плечо).
Николай Бакланов 19 Медночеканное дело. Изготовление мучалов


Из спаянных листов меди изготавливают единственные в своем роде «мучалы», кувшины для носки воды, специфической, только в Кубачах применяемой формы. Их делают и из красной меди, и из желтой (латуни); в последнем случае корпус, горло и поддон прокрашивается орехом в коричневый цвет, причем краска, стираясь от времени, обнаруживает полоски желтой меди, что украшает кувшин.
Николай Бакланов 18 Медночеканное дело. Ковка меди


Расковывается болванка различно, смотря по тому, что из нее будет изготовляться: или в плоский лист, если это будет цилиндрическая форма, или в полосу, для ручек и других массивных частей, или наконец в виде чашки для сферических форм.
Николай Бакланов 17 Медночеканное дело. Плавка меди


Медь применяется или в виде литья, для изготовки различной величины, но одной формы, котлов, или в чеканной обработке в виде разнообразной легкой посуды. Медное сырье получается извне, в чистом виде или из старого медного или бронзового лома, который очищается переплавкой от излишних примесей.