Россия, с.Кубачи, ул. Ю.Шамова, 168
Работаем с 10-00 до 22-00
ЕЖЕДНЕВНО, И В ПРАЗДНИКИ
Ллом
Наконец следуют типы узоров несамостоятельных к основным. Это всевозможные каемки и полоски, ограничивающие, разбивающие украшаемую плоскость на отделения, «дома», по-кубачински, или, наоборот, объединяющие несколько отдельных пятен в общую композицию. Иногда они применяются и самостоятельно для декорации второстепенных мест очень узкой длинной формы, где даже вытянутая тутта не уместилась бы, или показалась бы слишком богатой, например, в отделке боковых бортов, на полоске толщины предмета и т.п.
Наиболее богатый из этих узоров, «ллом»; это тот бесконечно завивающийся то туда, то сюда стебель, в завитках которого сидят цветочки, и который получил у уборщиков, то есть живописцев, расписывающих стены орнаментом, образное, но не совсем литературное наименование «наливай-выливай». Нет, кажется, страны, народа и эпохи, где бы не встречался в той или иной трактовке этот орнамент. Окаймленный обычно двумя параллельными линиями, он тянется бесконечной прямой каймой, изгибается легко в любые кривые, хорошо компонуется на всевозможных переломах углов. В зависимости от ширины он то развивается богато, почти равняясь мархараю, то суживается в каемочку, в которой цветы нанизываются прямо на стебель, не умещаясь в его завитках. Для золотой насечки, окаймляющей вставки кости или рога, охотнее всего применяются именно разновидности ллом, как наиболее богатого окаймления, почти сплошь заполненного золотым узором.
Тукхун
Там, где нужен узор попроще, мастер гравирует «тукхун» , напоминающий тутта, состоящий из стержня, от которого отходят симметрично в обе стороны небольшие листики в виде запятых или завитков. Он помещается как между двух полосок, так и без них, напоминая тогда очень излюбленные в Bieder-meier-Zeit гирляндочки-полоски на обоях или бронзовые на мебели.
Затем идут еще более простые каемки: ломаная, зигзагообразнаялиния между двух параллельных «чапрас», два вида волнистой линии, «щеавай» и «шетана-цане», первая с более длинной волной, вторая с очень короткой, иногда напоминая плетенку или косицу; обе всегда сопровождаются параллельными линиями. Наконец, простейшие каймы полоски в две или одну линию «цублакель». Иногда каемки, особенно тукхун и другие, даже не очень богатая тутта, применяются для украшения какой-либо цилиндрической или куполообразной поверхности, завиваясь винтообразно, чередуя богатые полоски с более скромными. В таком случае они сохраняют каждая свое наименование, но общая композиция такой спирали или винта носит особое название «бильсун».
Если упомянуть еще о надписях и монограммах «хат», очень часто принимающих участие в декорации предметов, то перечень основных типов узора будет закончен. Надписи арабским и персидским шрифтами, иногда на этих языках, иногда на кубачинском, а иногда просто безо всякого смысла наборы букв или даже только подражания буквам весьма излюблены мастерами и в отделке предмета занимают часто главное место или сами по себе, или переплетаясь с узором. Часто тамга состоит из каллиграфически написанного имени (Омара, Али товарищей Магомета), или монограммы владельца вещи, иногда подписи ее мастера.