Россия, с.Кубачи, ул. Ю.Шамова, 168
Работаем с 10-00 до 22-00
ЕЖЕДНЕВНО, И В ПРАЗДНИКИ
В 30-е годы XVIII века правителем Ирана стал Надир-шах, и в 1735 году, согласно мирному Гянджинскому договору, подписанному им с Россией, Дагестан отошел к Ирану после 13-летнего владения им Россией. Однако многие народы Дагестана, в том числе население Кайтагского уцмнйства, не желали признавать власти Надира. Тогда он вступил в Кайтаг, занял село Маджалис, разорил его и принудил уцмия покориться.
Однако и после этого антииранские настроения продолжались. Народ открыто выражал свое тяготение к России. Закончив поход в Среднюю Азию, в 1741 году Надир вновь вторгся в Дагестан: опять был захвачен Кайтаг и уничтожено 14 непокорных сел. Кайтагцы, вытесненные со своих земель, засев в Кубачах, оказывали героическое сопротивление 24-тысячному отряду Атахана Афганского.
Уцмий Кайтагский предал защитников и перешел на сторону шаха. Однако взять село не удалось. Это послужило началом разгрома войск Надир-шаха, который свершился у села Чох. Изгнание шаха из Дагестана привело к тому, что позиции России в этом регионе вновь усилились. С середины XVIII века дагестанские владетели снова стали добиваться подданства России.
В 1783 году уцмий Каракайтага писал Потемкину: «Я, Амир-Гамза, с четырьмя моими сыновьями, со всеми моими подчиненными обращаюсь к службе ее императорского величества всегда быть готовым против неприятелей ее быть неприятелем, против друзей — другом». Однако начавшаяся вскоре (1787 г.) вторая русско-турецкая война помешала исполнению желания уцмия. Лишь в 1799 году Кара-кайтагское уцмийство было принято в Российское подданство, а уцмий Рустем был возведен в чин 4 класса с ежегодным жалованием 2 000 рублей. Это был человек прогрессивных взглядов, при его правлении был разработан свод законов, в котором, в частности, перечислялись и должности, назначавшиеся ханом, в том числе Советы старейшин подвластных ему сел. Однако, со слов все того же Лопухина, записанных в журнале, посланном им из Шемахи в Москву, отмечалось: «В Кубачи управителей из своей братии имеют погодно».