Россия, с.Кубачи, ул. Ю.Шамова, 168
Работаем с 10-00 до 22-00
ЕЖЕДНЕВНО, И В ПРАЗДНИКИ
Добавлено в корзину

Статьи


Домашний музей кубачинцев


Каждого приезжего кубачинцы обязательно поведут в свои сакли-музеи. Жители Кубачей издавна слывут страстными антикварами. Странствуя по городам России, Персии, Турции, Западной Европы, они собирали образцы редких фарфоровых и фаянсовых изделий, а также изделий из металла и стекла, керамику.
Дмитрий Трунов  04  Необыкновенный аул


Аул Кубачи находится более чем в двухстах километрах от Махачкалы - столицы Дагестана. Сначала надо ехать по железной дороге до станции Мамедкала. Здесь пересадка на автобус. Неширокое шоссе пересекает побережье и устремляется к синеющим вдали горам. Ближние отроги их имеют очертания, как бы сглаженные, без остро выступающих гребней или зубцов.
Дмитрий Трунов Златокузнецы 03 Тайна происхождения зирихгеранов


Что же это за народ зирихгераны? Откуда он взялся? Каково его происхождение? Вопросы эти веками оставались без правильного ответа. Их решением не одну сотню лет занимались многие ученые и путешественники.
Дмитрий Трунов Златокузнецы 02 Истории о зирихгеранах


На караванных путях и в караван-сараях города-крепости Баб-эль-Абваб, который носил также название Дербент, о кольчугоделателях-зирихгеранах рассказывали, что их селения находятся на дне глубокого ущелья, огороженного крутыми, заросшими лесом горами. В каждом селении есть литейные мастерские и кузницы.
Дмитрий Трунов 01 Златокузнецы


Давным-давно, может быть тысячу лет тому назад, а возможно и больше, на базарах Дамаска, Казвина, Багдада появилось оружие, украшенное необычайно красивой насечкой. Прославленные военачальники и придворные вельможи считали за честь носить редкостное оружие.
Николай Бакланов 47 Дагестанские златокузнецы Кубачинская артель


Основными мероприятиями для поддержки ослабевших кустарей в Кубачах должны бы быть: во первых экономическая поддержка, организация артели, ссуды деньгами и сырьём, заказы: во вторых техническое усовершенствование, снабжение инструментами, простейшими машинами, командировка инструкторов по слесарному делу
Николай Бакланов 46 Златокузнецы Дагестана  Будущее кубачинского промысла


Что же будет дальше? Можно ли оставить умирать производство, которое, по недостатку гибкости, хотя и обладая ценными качествами, не умеет само приспособиться к новой жизни?
Николай Бакланов 44 Златокузнецы Дагестана курортные сувениры


Мастерам пришлось искать выход в иную сторону.: выделка женских украшений по городским моделям, практиковавшаяся ранее, не увеличивалась, скорее также уменьшалась, необходимо было взяться за что-либо новое, на что был бы постоянный спрос, и что позволило бы в то же время не порывать связи с аулом, не уходить в столичные, большие золотых дел мастерские.
Николай Бакланов 43 Златокузнецы Дагестана Облик кубачинского мастера


Итак, художественный облик кубачинского мастера рисуется, главным образом, на фоне персидской культуры, как консерватора персидских традиций, почти утраченных в самой Персии, но бережно, хотя и бессознательно сохраняемых в мусульманском мире Дагестана, в частности Кубачей.
Николай Бакланов 43 Златокузнецы Дагестана Облик кубачинского мастера


Итак, художественный облик кубачинского мастера рисуется, главным образом, на фоне персидской культуры, как консерватора персидских традиций, почти утраченных в самой Персии, но бережно, хотя и бессознательно сохраняемых в мусульманском мире Дагестана, в частности Кубачей.
Николай бакланов 41-42 Златокузнецы Дагестана. Персидское влияние


Знакомство с техникой и характером кубачинского орнамента дает возможность прийти к некоторым заключениям. Стремление к обработке поверхности, к сплошному ее заполнению узором, растительный характер этого узора, с бесконечным варьированием небольшого количества отдельных элементов – характерные признаки восточной орнаментики
Николай Бакланов 39-40 Дагестанские златокузнецы. Нукнус


Наиболее богатым и своеобразным по узору из всех медночеканных кубачинских изделий можно считать ведерко, «нукнус».
Николай Бакланов 38 Дагестанские златокузнецы. Украшение мучала и коанне.


Обработка большого кувшина мучал и его крышки хикуа уже была изображена выше, при описании техники работы. Малый кувшинчик для наливания воды в мучал и для питья кутка украшается почти той же формы лепестками, как и крышка котла, спускающимися с узкого горлышка до полвины шарообразного корпуса и здесь заканчивающимися у опояски
Николай Бакланов 37 Дагестанские златокузнецы. Узоры медной посуды.


Узор медной посуды литой большей частью пользуется теми же мотивами; инкрустация на меди, редко практикуемая, подражает в узоре насечке, но чеканенный по меди орнамент, носит совсем иной характер, по-видимому, чисто местный, как чисто местными являются и сами формы сосудов. В противоположность резным узорам, почти не считающимся с силуэтом предмета, чеканные тесно связаны формой, выявляют ее и ей обязаны своим начертанием.
Николай Бакланов 36 Дагестанские златокузнецы. Элементы узора.


Цветки встречаются двух категорий: круглые с закругленными пятью, шестью, восемью лопастями, с круглой же серединкой, «пархикуан», вероятно, шиповник или незабудка.