Россия, с.Кубачи, ул. Ю.Шамова, 168
Работаем с 10-00 до 22-00
ЕЖЕДНЕВНО, И В ПРАЗДНИКИ
Добавлено в корзину

Николай Бакланов 43 Златокузнецы Дагестана Облик кубачинского мастера

26 янв 2018
Николай Бакланов 43 Златокузнецы Дагестана Облик кубачинского мастера

Итак, художественный облик кубачинского мастера рисуется, главным образом, на фоне персидской культуры, как консерватора персидских традиций, почти утраченных в самой Персии, но бережно, хотя и бессознательно сохраняемых в мусульманском мире Дагестана, в частности Кубачей. Но, к сожалению, не все традиции персидских мастеров восприняты здесь; помимо отказа от сюжетных композиций, кубачинец страдает еще одним крупным недостатком в своей работе: он совершенно лишен чувства объемной формы, совершенно не умеет мыслить пространственно, не может овладеть массой, чтобы подчинить ее своему творчеству. /то тем более странно, что вся природа, окружающая его объемными массами гор и скал, аулы, представляющие как бы гигантские сочетания кристаллов, то есть уже организованные объемы, могли бы, казалось, научить его чувствовать массы, располагать их лучше, чем жители равнин.  Единственным  возможным объяснением подобной, можно сказать, ненормальности современного кубачинца (ибо прежние мастера не страдали этим и оставили следы своей работы в виде рельефов, архитектурных фрагментов и сооружений, утвари и посуды) является то, что  с одной стороны религиозные тенденции заставили отказаться от ваяных изображений людей и животных, с другой то, что кубачинцы специализировались на отделке, главным образом, оружия. Последнее, имея строго определенное назначение, имело и определенные, очень незначительно менявшиеся формы. При этом изменении форм, искание их, новые детали, как результат совершенствования военной техники, не зависели, конечно, от Кубачей, диктовались извне, преподавались в виде образцов, которым кубачинцы должны были лишь подражать. Вот эта-то несамостоятельность, подчиненность чужой инициативе в отношении к общей композиции вещи, заставила, очевидно, мастеров обратить все свои способности на усовершенствование декорации уже готового предмета, смотреть на изготовление основной формы, как на что-то второстепенное, как на предварительную стадию. главной работы, каковою  для них является нанесение узора, гравировка, чернение, насечка.

              Понемногу, с введение огнестрельного оружия, уменьшились и выходили из употребления отдельные части защитного и холодного наступательного вооружения: прекратилась выделка кольчуг, перестали носит панцири, не нужны стали щиты, шлемы, алебарды, шестоперы, мечи. Каждое десятилетие выводило из обихода какой-нибудь из предметов прежнего вооружения, взамен же давало очень мало. Некоторое время еще можно было заниматься изготовлением, то есть главным образом, украшением кремневого огнестрельного оружия: пистолетов, ружей. Но в этой области массовое, фабричное изготовление оружия очень быстро вытеснило ручное производство, не бывшее в состоянии угнаться за быстротой технического усовершенствования как приемов производства, так и самих моделей оружия. Таким образом, кубачинские кузнецы, сначала имевшие в своем распоряжении громадное количество различных объектов для украшения, понемногу были вынуждены суживать круг своей работы, пока не дошли до полной бедности, как в смысле художественного творчества, так и до бедности материальной, не имея больше потребителя на свою ограниченную узким кругом навыков продукцию.

Возврат к списку