Россия, с.Кубачи, ул. Ю.Шамова, 168
Работаем с 10-00 до 22-00
ЕЖЕДНЕВНО, И В ПРАЗДНИКИ
Добавлено в корзину

Николай Бакланов 39-40 Дагестанские златокузнецы. Нукнус

21 янв 2018
Николай Бакланов 39-40 Дагестанские златокузнецы. Нукнус

Наиболее богатым и своеобразным по узору из всех медночеканных кубачинских изделий можно считать ведерко, «нукнус». Оно почти не имеет практического значения, почти не применяется в качестве посуды и служит главным образом для хранения разной мелочи и сухих продуктов, чаще же всего просто дополняет коллекцию всяких антиков на полках сакли; нукнус входит в число подарков жениха к свадьбе, вместе с деревянной резной прялкой на каменной подставке, причем часто в нем подносятся кольца, браслеты и другие украшения. Со своей стороны и невеста вносит в дом жениха несколько таких ведерок со своими придаными драгоценностями.

            Можно отметить кстати, что, помимо кубачинских ведерок, есть еще два сосуда, исполняющих роль шкатулок, в которых хранятся мелкие вещи, один вроде низкой чашки с выпуклым дном и невысокими, сильно суженными кверху стенками; другой с низом почти такой же формы, как предыдущий (немного только круглее по профилю), с широким прямым горлом сверху и припухлой крышкой, причем крышка часто приделана на петлю, имеет затвор для висячего замка и ручку сверху. В этот последний, запирающийся на замок, и складываются обычно наиболее драгоценные вещи. Оба сосуда, или желтой меди, или красной, и в этом случае почти всегда луженые, большею частью персидской работы, покрыты мелким гравированным узором, иногда со следами серебряной насечки. В редких случаях кубачинские мастера копируют их для подарка, но предпочитают выделывать свой нукнус, покрывая его излюбленными узорами.

 Внизу ведерка гладкими полосками или зернью намечаются два или три пояска, наверху один. Между ними остается широкая полоса для основного орнамента. Наиболее часто он состоит из ряда выпуклых кружков, слегка удлиняющихся вниз, как бы переходящих в стебель, прячущийся за поясок. Внутри этих кружков, эксцентрично, ближе к низу, вдавлены другие кружки меньшего размера. Все вместе напоминает немного, как бы кончики павлиньих перьев с их глазками, заткнутые за поясок. (В старинных русских описях подобный узор носил название «копытца»). Из за них, размещенные в перебежку (в шахматном порядке), высовываются выпуклые закругленные чешуйки или лопасти. Как на последних, так и на нижних кружках, иногда выбиты звездочки из точек, иногда же они гладки. Пространство между верхними лопастями иногда заполнено стрелками, иногда ничем не заполнено. Верхний поясок, также как один или два пояска под главным фризом, украшаются разнообразно - зернью, зигзагами, волнообразной линией и т.п. Самый нижний поясок чаще всего заполнен чешуйками, посаженными рядом закруглением вниз, или сердечками острием вниз. Иногда внизу ведерка приделаны три плоские ножки. В общем, вся композиция орнамента нукнус’а может быть приравнена к очень схематизированному воспроизведению коринфской капители.

            Другой тип орнамента на ведерке отличается рисунком главного фриза; вместо подражания капители (если допустить, что оно действительно есть), фриз украшается волнообразными линиями, идущими в вертикальном направлении тесно одна около другой, то вогнутыми, то выпуклыми по очереди, как на стенках мучала. Этот последний орнамент опять, как это ни странно, находит себе аналогию в отделке античных каменных бассейнов, в форме ванн или больших чанов. Эта аналогия еще более подчеркивается присутствием двух медных колец с боков ведерка, также как и на каменных бассейнах, где эти кольца или висят, хотя совсем бесполезно (так как поднять за них бассейн, конечно, нельзя), или просто изваяны на поверхности. В общем, в Кубачах античных отголосков совсем почти нет или их не чувствуется, так что вполне возможно , что аналогия эта ошибочна, но в то же время нельзя оставить хотя бы и кажущуюся не отмеченной, тем более, что форма медного светильника, о котором упомянуто выше, близка к античной и тоже может быть отголоском классики.

            Как и мучал, нукнусы настолько считаются обязательной принадлежностью кубачинской утвари, что вместо них или чтобы увеличить их число, применяются нижние части персидских подсвечников. Последние имеют пустое внутри, широкое, в виде усеченного конуса основание и затем более или менее длинный стержень с острием или чашечкой для свечи. Кубачинцы спиливают стержень у самого основания или отпаивают его, переворачивают украшенное узорной резьбой, насечкой с надписями, основание и пользуются им в качестве ведерка.

 

Возврат к списку