г. Москва, ул. Краснобогатырская, дом 13, 
Работаем с 10-00 до 22-00
ЕЖЕДНЕВНО, И В ПРАЗДНИКИ
Добавлено в корзину

Знаменитые аулы Дагестана. Часть 5. Ювелирное искусство Кубачи

25 Июл 2016
овое время. В какие годы, в какие века кубачинцы перешли от обработки камня и дерева к работе с серебром, история не даёт точных данных. Началом кубачинского серебряного дела можно считать тот день, в который безвестный мастер перенёс вязь орнамента с каменного камина на пластинку серебра. С изобретением черни узор стал гораздо ярче из-за возможности работать в двух цветах — в чёрном и белом.  Детали орнамента, его отдельные элементы нанизываются на веточку из черни, которая на первый взгляд прихотливо извивается на белом фоне. А на деле эта прихотливость кажущаяся, завитки этой черневой лозы подчиняются определённым правилам, из которых образуется закон красоты.
Следующие шаги в развитии серебряного дела — это использование слоновой кости, инкрустация золотом на железных клинках, на серебре и той же слоновой кости, выпиловка, филигрань и цветные эмали. Кубачинцы в поисках новых форм, узоров, способов обработки драгоценного металла ещё в средние века бывали в разных странах — от Испании до Китая.
В XVIII-XIX веках расцвет ювелирного мастерства  сделал кубачинцев известными далеко за пределами Российской Империи. В XIX веке кубачинские мастера изготовляли из серебра украшения: браслеты, кольца, серьги, подвески, а также мужские наборные пояса, газыри, портсигары, детали конского снаряжения, шкатулки, сосуды и другие изделия.
К концу XIX века кубачинские мастера украшали глубокой резьбой, чеканкой и чернью блюда и кувшины, чаши для питья, ложки и вилки, оправленные в серебро рога. В конце XIX и начале XX веков кубачинцы участвовали в международных и отечественных выставках.
Кубачинский художественный комбинат. В 1924 году  в Кубачи была организована промысловая артель, которая в конце 50-х годах была преобразована в комбинат. Артель переживала разные времена, были неудачные эксперименты с ассортиментом, и Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1937 году и во Всемирной художественно-промышленной выставке в Нью-Иорке в 1939 году. Во время войны изготавливали изделия для фронта и парадные шашки для видных советских военачальников.
После войны кубачинский промысел стабильно и в целом успешно развивался. Артель регулярно получала большие объемы дефицитного сырья – серебра, был хорошо налажен сбыт. В 50-е-60-е годы ассортимент изделий стал сокращаться, сами изделия упрощаться. Наибольшего расцвета Кубачинский художественный комбинат достиг в 70-е годы, когда ежегодно производилось до 10 тонн изделий из серебра, а высокохудожественные изделия лучших мастеров демонстрировались на выставках и получали престижные награды. Пятеро кубачицев были удостоены высокого звания лауреата Государственной премии РСФРС имени И. Е. Репина.
После Советского Союза. В 1990-е годы отмена государственной монополии на изготовление изделий из драгметаллов дало возможность частникам заниматься ювелирным производством. С этих лет идет ежегодный рост количества ювелирных изделий, производимых частными мастерами из серебра и золота, и снижение объемов, производимых на Кубачинском художественном комбинате.






Рынок заставил кубачинских мастеров расширять ассортимент выпускаемых изделий. В 1990-е годы основное место в ассортименте кубачинских мастеров стала занимать посуда. Мастера изготавливали чайники, молочники, кофеварки, коньячные сервизы, рюмки и т.д. В нулевые и десятые годы более востребованы стали небольшие изделия посудной группы – рюмки, стопки, фужеры, а также столовое серебро – ложки и вилки.
Большой популярностью пользовался и пользуется качественный и дорогой товар – авторские уникальные изделия покупают в основном на подарки для высокопоставленных лиц. Кубачинское искусство гибкое, живое, его продолжает новое поколение молодых мастеров, которые перенимают стиль старших и вносят в него новое, своё.




Автор Саид Ниналалов
Возврат к списку