Знаменитые аулы Дагестана. Часть 4. Техники кубачинского ювелирного искусства
20 Июл 2016
Кубачинское ювелирное искусство имеет древнюю традицию, что подтверждается широким диапазоном художественных техник, которые берут свое начало с античных времен и раннего Средневековья. Основы ювелирного искусства передавали и передают кубачинские мастера из поколения в поколение, от отца к сыну, до последнего времени не выводя за пределы семьи собственные техники и навыки.
Гравировка – является основным художественным украшением кубачинского изделия. Гравировщики всегда были элитой среди мастеров, искусство гравировки требует умения рисовать орнаменты и владеть штихелем. Существует несколько разновидностей гравировки – глубокая гравировка, создающая объемный и светотеневой эффект, дополнительная гравировка, заполняющая мелким узором крупные детали рисунка.
Чернение – украшение изделий из серебра графическим орнаментом черного цвета по гравированному узору. Чернь содержит в определенной пропорции серебро, свинец, медь и серу. Черневую мазь наносят на глубоко гравированный узор и нагревают так, чтобы расплавившаяся чернь заполнила канавки узора. Затем изделие обрабатывают напильником, наждачной бумагой и полируют. Черневой узор остается в единой плоскости с поверхностью фона, который затем гравируется дополнительно.
Чеканка применяется для обработки поверхности гравированного фона и придания ей точечной фактуры. При помощи специального чекана поверхность между линиями узора заполняется мелкой ложной зернью.
Насечка золотом по железу. Гравированный рисунок наносится на железо, затем его зубилом углубляют по поверхности и под край контура таким образом, чтобы нижняя площадка для золотой вставки была шире верхней. Затем золотую проволоку, скрученную спиралью, молоточком вбивают в желобки гравированного рисунка. Золотая насечка хорошо смотрится на «вороненой» поверхности, поэтому железное изделие прокаливают на огне.
Насечка золотом по кости – инкрустация костяных деталей драгоценным металлом. Из-за хрупкости кости невозможно сделать сложные композиции золотом, поэтому насечка по кости выглядит как золотая вязь на белом поле. Насечка по кости обычно применяется в письменных приборах, шкатулках, украшении рукоятей сабель и кинжалов.
Филигрань – изготовление изделий из тонкой проволоки драгоценных металлов с вставками из драгоценных и поделочных камней — кубачинцы с древних времен применяют в основном при создании женских украшений. В конце XIX – начала XX столетия под влиянием русского ювелирного искусства и традиций ближневосточных мастеров увеличилось разнообразие изготовляемых изделий. В технике филиграни делают женские украшения и подарочные изделия.
Эмаль известна с эпохи раннего Средневековья. Узор выполняется стекловидной массой горячим способом, закрепляясь, как и чернь, плавлением. Эмаль бывает прозрачная и глухая, белая и цветная. Кубачинские мастера начали использовать в работе эмали в конце ХIХ века.
Выемчатая эмаль создается при помощи глубоких резных ячеек на серебряной поверхности. Разные эмали при плавке не перемешиваются. Выемчатая эмаль похожа на роспись цветными красками. Перегородчатая эмаль. Филигранную сплетенную в веревочку проволоку напаивают по контуру рисунка в качестве перегородки для цвета. Получается более яркий и объемный цветной узор.
Золочение подчеркивает границы орнаментальных мотивов, форму предметов, добавляет яркий цвет в черно-белый узор, а эмали придает большую насыщенность цветов. Кубачинцы применяют классический гальванический способ золочения.
Автор Саид Ниналалов
Возврат к списку