Знаменитые аулы Дагестана. Часть 3. Искусство аула Кубачи
11 Июл 2016
Бронзовое литье. Уже в средние века за пределы Дагестана поставлялись котлы, отлитые в Кубачах. Техника художественного литья бронзовых котлов была очень сложной, а результат и сегодня поражает многих специалистов. Эти котлы отличались пропорциональностью форм и богатым узором. Некоторые из них хранятся в Государственном Эрмитаже, Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге, в музее Виктории и Альберта в Лондоне и других музеях. Для котлов изготавливались медные крышки с изящной чеканкой. Отметим, что сюжеты чеканных рисунков на кубачинских котлах повторяются и в резных камнях, украшавших в свое время стены многих домов аула.
Медночеканное искусство. Арабский историк Аль-Гарнати рассказывал о виденных им в Дербенте образцах кубачинского медно-чеканного искусства высокого художественного уровня. Начиная с XII века в ауле Кубачи производят медную посуду, которая используется в быту только кубачинцами. Кубачинские медные и латунные сосуды – большой кувшин «мучъал» и малый кувшин «къуткъа» — до сегодняшнего для используются женщинами в походах к роднику за водой. Сосуды «нукънус», похожие на ведро используются для хранения сыпучих продуктов и являются, наряду с «Мучъалами» и «къуткъа» обязательными элементами интерьера каждого кубачинского дома.
Резьба по дереву. Кубачинцы с давних времен были хорошими резчиками по дереву, они занимались резьбой в свободное от основной работы время, украшая предметы домашнего обихода — мерки для зерна, прялки, грабли, пороховницы, а также опорные столбы, двери, ставни жилых домов. Среди резных деревянных изделий есть и шедевры. Двери соборной мечети селения Калакорейш, изготовлены в XII–XIII вв., украшены рельефным растительным и ленточным орнаментом, с включением в орнаментальные композиции стилизованных изображений геральдических львов и птиц. Эти двери были сняты с кубачинской церкви как военный трофей во время очередного нападения исламистов.
Частично сохранилась кафедра Джума-мечети, расположенной в нижнем квартале старой части пос. Кубачи. Она была изготовлена в в XV в. и не раз ремонтировалась в XVIII–XIX вв. В оформлении кафедры много элементов с арабскими надписями, которые сочетаются с растительным узором. Орнамент и фон были окрашены в разные цвета – ярко-красный, зеленый, золотистый, синий. На отдельных деталях представлен узор линейно-геометрического характера. Верхние участки дверей украшены небольшими кусочками темного дерева и слоновой кости, составляющими оригинальный мозаичный рисунок.
Резьба по камню. В XIV – XV веках в селении сложилась своеобразная и самобытная каменная архитектура. Здесь сложилась собственная оригинальная школа, даже был выработан свой, «кубачинский стиль» орнаментальной резьбы. Из камня изготовлялись не только архитектурные детали, но и различные предметы быта – ступки для чеснока, чаши, подставки прялок. Естественно, и они украшались орнаментальной резьбой. Камнерезное искусство кубачинцев достигло настоящего совершенства в художественной отделке надмогильных памятников и каминов.
На сохранившихся в Кубачи и на хранящихся в музеях каменных рельефах архитектурных деталях изображены реальные и фантастические животные и птицы – львы, барсы, кабаны, драконы, единороги, грифоны, а также сцены охоты, состязания, борьбы животных, обрядовые сцены. Изображения часто имеют фоном растительный орнамент. Образы, изображенные на кубачинских камнях, были в средние века популярными в искусстве многих стран – от Ближнего Востока до Древней Руси.
Каллиграфия, искусство орнамента. В средние века в Кубачи распространяется арабская каллиграфия. Афоризмы, изречения из Корана, имена мастеров или владельцев различных предметов, надписи исторического содержания, эпиграфический орнамент, с большим мастерством исполненные декоративно трактованными арабскими буквами, украшали различные произведения прикладного искусства – изделия из металла, керамику, предметы из резного дерева и кости, памятники резьбы по камню, художественные ткани и ковры, а также культовые и гражданские сооружения.
С конца XV века в декоративных целях широко использовался почерк «несх», сочетающийся по характеру написания букв с растительным орнаментом. Эпиграфический орнамент – это орнамент в виде арабских надписей или их имитации. Эпиграфические памятники Кубачи служат ценными источниками по истории и культуре.
Золотошвейное дело
Плетение кольчуг. За пределами Дагестана кубачинцы длительное время были известны как специалисты по изготовлению высококлассного оружия и доспехов. Средневековые арабские авторы называли их кольчугоделателями. Еще в X веке об этом писал историк аль-Масуди в книге «Россыпи золота». В XII веке арабский исследователь из Испании Абу-Хамид ал-Гарнати упоминал народности, «которую называют Зирихгеран, т.е. бронники. Они изготавливают всякое воинское снаряжение — кольчуги, панцири, шлемы, мечи, копья, луки, стрелы, кинжалы и всевозможные изделия из меди. Жены, сыновья, дочери,, слуги и служанки их – все заняты в производстве этих изделий…».
Самые ранние фрагменты кольчуг, найденные при раскопках в Дагестсне, датируются III-IV веками н.э. Кубачинские кольчуги состояли из 18-20 тысяч колец, и имели вес около 5-6 кг. Их берегли от ржавчины, чистили, ремонтировали, передавали по наследству. Расцвета изготовление кольчуг в Кубачи достигло в XIII веке, а в XIX веке после исчезновения организации молодежи, защищавшей аул от нападений, прекратилось совсем. С тех пор и по сей день кольчуги используются только в обрядах ряженых «пяльтурте» на свадьбах.
Единичные случаи изготовления доспехов известны вплоть до начала XX века. В начале XXI века несколько молодых кубачинских мастеров возрождают старинную технологию производства кольчуг.
Оружейное искусство. В раннем средневековье селение Кубачи стало центром оружейного производства, изделия которого находили широкий спрос. В XVIII – XIX века[ искусство художественной отделки холодного и огнестрельного оружия достигает высокого уровня. Выполненные в традиционной кубачинской технике, сабли, шашки, кинжалы, ружья, пистолеты можно сегодня увидеть во многих музеях России: в Государственном историческом музее, в Оружейной палате Московского Кремля, в Военно-историческом музее артиллерии (Санкт-Петербург), Государственном Эрмитаже и т. д.
В XVIII столетии кубачинские кремневые ружья и пистолеты с художественной отделкой продавались по всему Кавказу в больших количествах. Последние под названием «кавказские пистолеты» были хорошо известны и в России, где со временем стали модным атрибутом формы армейских офицеров.
При изготовлении оружия кубачинцы кооперировались с жителями соседнего селения Амузги. Амузгинцы издавна занимались изготовлением клинков, которые покупали кубачинцы, изготавливали и украшали рукоять и ножны. Точно так же в изготовлении огнестрельного оружия существовало разделение труда между кубачинцами и жителями селения Харбук, где делали стволы для пистолетов и ружей. Кубачинцы делали серебряные накладки на огнестрельное оружие и украшали их гравировкой, чеканкой, чернью.
Авторское парадное холодное оружие производилось и в XIX, попадая в дома знати и венценосных особ, и в XX веке, становясь подарками для чиновников и партийной элиты СССР, производится оно и сейчас, уходя в дома олигархов и глав государств. В конце XX века кубачинцы начали производить сабли и кинжалы из золота со вставками из слоновой кости, украшенной, в свою очередь, золотой насечкой, инкрустированные бриллиантами и драгоценными камнями.
Автор Саид Ниналалов
Возврат к списку