Россия, с.Кубачи, ул. Ю.Шамова, 168
Работаем с 10-00 до 22-00
ЕЖЕДНЕВНО, И В ПРАЗДНИКИ
Иная обработка ожидает железную (обычно и неверно называемую стальной) оправу ножен, предназначенную для насечки золотом. Заготовленные монтировщиком или самим насечником штуки, как и у серебряника, покрываются с помощью резца легким эскизом будущего орнамента. Глаз его также верен, а рука еще тверже, так как работает он по более твердому материалу. Затем резцом же, неглубоко, награвировывается узор, но иного несколько характера, чем у серебряника. Тот не стеснен характером линии: она может быть и тонкой как волосок, и утолщаться, цветки и листики могут быть обозначены одним контуром или сплошным пятном; можно опасаться только за крупные пятна сплошной черни, но, теоретически говоря, и это возможно выполнить при известном навыке. Совсем иначе обстоит дело с золотой насечкой. Так как здесь золото держится на основном металле только силой сцепления, чисто механически, то покрывать большую поверхность сплошь золотым пятном не практично, ибо золото, придерживаемое только краями, может отстать в середине, а затем и вовсе выпасть из предназначенного ему места и тем самым нарушить узор. Поэтому, намечая рисунок, мастер ограничивается только небольшими пятнами цветов и листиков, но зато располагает их очень густо и с частыми пересечениями. Очень тонкой линии техника насечки не может дать, так как не позволяет достаточно деликатно нюансировать линии контура и переходов одной толщины линии в другую. Причины этих затруднений будут понятны из дальнейшего.
Основной рисунок на железную пластину нанесен, в виде контура. Тогда мастер берет небольшое зубильце и, ловко поворачивая, направляя и передвигая его указательным и большим пальцами левой руки, правой легонько поколачивает небольшим молоточком чеканщика и таким образом проходит, насекая всю пластинку, наглухо закрепленную с помощью вара и плашки в тисках. Зубильце –круглая стальная палочка, сплющенная к концу в виде отвертки и заостренная. Конец бывает разной толщины и формы: плоский или закругленный, или даже острием в виде шила. Зубильце насекает, т. е. прорезает глубже намеченные линии орнамента и разворачивает их края, причем мастер, слегка наклоняя зубило, «подрезает» линию у контура, т. е. заставляет ее углубляться не прямо, а наискось под металл. Все пятна, которые заполнятся золотом сплошь, проходятся зубильцем или спиральной линией, или параллельными штрихами также сплошь. В результате работы появляется на гладкой поверхности железной пластинки матовый, сплошь заштрихованный узор, с нарочито шершавой и занозистой поверхностью. Подготовка этой поверхности здесь играет большую роль, так как от нее целиком зависит прочность золотого орнамента. Чтобы отдельные зазубрины не торчали вверх, а прилегали к поверхности, зубильце еще раз проходится по ним, «успокаивая» немного взъерошенную поверхность линий.
Выполнив эту предварительную стадию работы, мастер приступает к наложению золота. Для этого у него уже заготовлена (помощником) золотая проволока, очень тонкая (обычно 0,2 – 0,3 мм); чем тоньше, тем лучше её плющить, тем лучше она будет держаться и тем дешевле будет стоить работа, но все же есть и предел тонкости, так как сквозь слишком жидкую насечку могут выступить штрихи фона и поверхность насечки не будет достаточно твердой и массивной. Держа в левой руке сверток проволочки и зубильце (на этот раз с тонким, но тупым концом), мастер, приложив кончик проволоки к центру какого-либо цветка или листика, устанавливает на нем уголок зубильца и легким сухим ударом молоточка закрепляет кончик проволочки, вдавливая его в борозду. Затем быстро обматывает вокруг закрепленного кончика несколько оборотов золотой нити, так что образуется плоская спираль, почти в величину цветка, а продолжение нити тянется туда, куда перейдет узор. На полученную золотую спираль наставляется опять зубильце и легкими ударами молотка золотая нить расплющивается и вковывается в насечки, в штрихи железной пластинки; быстрыми поворотами зубильце, под ударами молотка, проходит по всем контурам цветка, расплющивая золотую нить и вгоняя ее в подрезанные края. Иногда молоток сам спускается на работу, заканчивая сплющивание нити в одну массу, энергичными ударами своего плоского конца или крепче втискивая золото в край цветка своим тонким носом.
Таким образом, под непрестанное постукивание молотка, зубильце неутомимо вертится в ловких и проворных пальцах мастера, золотая нить петля за петлей ложится на матовую поверхность насечки и, сплющиваясь, заполняет ее сплошным золотым узором. Нужна большая опытность глаза, большой навык, чтобы сразу определить, во сколько петель надо обернуть спираль, чтобы, расплющившись, она заняла всю площадку цветка. Если сделано много, лишнее золото выступит за пределы рисунка, портя его форму и оставляя зазоры, за которые потом легко зацепить и сдернуть всю золотую поверхность цветка; если положено мало нити, она не покроет контура и добавочная петля плохо соединится с уже расплющенной частью и не будет ее держать; опять цветок грозит со временем вывалиться из узора. Кроме того, нужно постоянно регулировать силу удара молоточка, чтобы весь узор был прокован равномерно, не очень сильно, чтобы не перетонить, но и не слабо, чтобы золото возможно теснее прилегло к шероховатой поверхности насечки на железе. Ясно, что при всех этих условиях выдержать еще и тонкость контура, выдержать плавное утонение стебелька совершенно невозможно; чуть-чуть неуловимо сильнее ударил молоток, и мягкая золотая нить расплющивается сильнее, дав линии рисунка большее, чем надо, утолщение. Наконец, сама ширина нити не позволяет сделать шире линию рисунка, две же нити, выложенные рядом, сразу вдвое увеличивают ее ширину, причем переход может быть сделан только передвижением части золота от двойной нити к ординарной, что и делается, но, конечно, не всегда выходит удачно.
Когда все насеченные места заполнены золотом, мастер проходит еще раз по всей поверхности штуки легкими ударами молотка, выравнивая выпуклые места, добавляя где надо кусочки золота и уничтожая всякие шероховатости и заусенцы. Рисунок выступает золотым блестящим силуэтом на сером фоне железа. Чтобы придать фону более красивый вид, железная пластинка «воронится», то есть ее на легком огне прокаливают, пока она, пройдя через оттенки желтого, коричневого и красного цвета, не посинеет. Хотя при этом способе очень трудно добиться равномерной окраски, без зеленоватых или лиловых пятен, но он зато прочнее, чем окраска химическая, и к тому же проще и традиционнее. Наконец еще несколько ударов резца на золотых силуэтах цветков, чтобы выделить лепестки, обозначить жилки на листиках, вообще немного поразнообразить матовость монотонных золотых пятен, и долгая, кропотливая работа, наконец, закончена. Вещь готова.