Россия, с.Кубачи, ул. Ю.Шамова, 168
Работаем с 10-00 до 22-00
ЕЖЕДНЕВНО, И В ПРАЗДНИКИ
Когда гравировщик получает вещь для обработки, он укрепляет ее варом к деревянной плашке и зажимает последнюю в неподвижные тиски. Затем тонким резцом (штихелем) наносит легко и быстро, почти не задумываясь, основные черты будущего узора, равномерно, но не всегда симметрично, располагая его по поверхности изготовленной монтировщиком «штуки» или части ножен. Ошибок обычно не бывает; хотя черта очень легка и может быть в случае ошибки исправлена, но привычная рука твердо скользит по металлу, уже не ошибаясь, и как только в голове мастера, при взгляде на общую форму предмета, родилась идея композиции узора, рука твердо и без колебаний набрасывает основные линии, ход главного стебля, намечает ответвления, детали завитков, места листиков и цветочков с тем, чтобы потом уже не отступать от этого легкого эскиза и только дополнить его полной разработкой всех деталей.
Когда рисунок намечен, мастер берет другой, более крупный резец, остро заточенный, и обычным приемом граверов, уперев ручку резца в ладонь, обхватив стержень его тремя пальцами руки, большим пальцем упираясь в обрабатываемую вещь, а указательным пальцем направляя острие, плавным движением ведет резец по намеченной линии, всегда толкая его от себя. Если узор предполагается черневым, на белом серебряном фоне, то мастер сначала прорезает вглубь весь узор, не подчищая вместе с тем прорезов, оставляя в них заусенцы и зазоры, так как чернь за них лучше держится. Если узор должен остаться светлым на черневом фоне, то вырезается тем же образом фон. Когда на «украшаемой» штуке (специальное выражение) весь предназначенный для черни узор вырезан, мастер небольшой лопаточкой заполняет все вырезанные углубления черно-грязным кашицеобразным составом черни, старательно вдавливая его в углубления, чтобы не осталось пустых мест или воздушных пузырьков, которые потом дадут так называемые раковины (дырочки) и пропуски в черни. В состав черни входят в различной пропорции: серебро, свинец, медь красная, сера, поташ, бура, соль. Хранится состав в виде порошка.
Промазав все углубления, мастер кладет штуку на угли, слегка раздувает их и на небольшом жару пропаивает намазанную чернь, заставляя ее плотно соединиться с серебром. Дав затем остыть, напилком счищает припаявшуюся чернь с поверхности, пока не покажется нетронутое резцом серебро. Когда вся поверхность очищена, узор выступает белым или черным силуэтом. Далее, в зависимости от желания мастера, вещь может быть просто отполирована и тем самым закончена; или же может подвергнуться еще обработке резцом, который отгравирует углубленной линией все контуры рисунка, отштрихует различным способом серебряный фон, или же, если фон черный, то на серебряном орнаменте вырежет детали, подчеркнет то один, то другой цветок, дополнит наконец иногда новые цветы, завитки, медальоны, обрабатывая их исключительно резной техникой гравюры. Обработанная таким образом вещь, благодаря сочетанию различных плоскостей програвированных линий, блестит, как граненый хрусталь, причем темно-матовые пятна черни сильнее выделяются на этих блестящих поверхностях.
Рельефная гравировка или резьба по технике ничем не отличается от только что описанной, лишь режется глубже, причем отдельные пятна узора: клейма, медальоны, тамги выделяются как бы приподнятыми островками на слегка углубленном фоне и в свою очередь наполняются неглубокой резьбой, иногда чернью, так же, как и углубленный фон, предварительно выглаженный. Разумеется, для глубокой резьбы толщина серебряной пластики должна быть больше, нежели для обыкновенной гравировки и черни.
Таким образом штука за штукой, мастер гравер и черневик отделывает всю серебряную монтировку кинжала, вплоть до ручки, если она серебряная, или же орнаментирует хотя бы только две шляпки болтов на костяной или роговой ручке. Отделав все штуки, мастер собирает и прилаживает все по местам, прикрепляет наглухо, подчеканивает все плохо пригнанные места и в последний раз прополировывает. Кинжал готов и может быть выпущен из мастерской.