Россия, с.Кубачи, ул. Ю.Шамова, 168
Работаем с 10-00 до 22-00
ЕЖЕДНЕВНО, И В ПРАЗДНИКИ
От кузнеца кинжал поступает в руки к монтировщику. Этот прежде всего изготовляет две деревянные дощечки, плотно пригоняя их к двум сторонам кинжала плашмя, это будущие ножны. Дощечки после пригонки складываются вместе и обтягиваются кожей 9обычно черной бараньей), приобретаемой уже в выделанном виде у скорняков (в Маджалисе). Кожа вырезается клином, накладывается в мокром виде на ножны так, чтобы шов сошелся на середине одной из сторон и здесь сшивается. Иногда для задней стороны приготовляется еще кусок кожи, вырезанной особым образом, и раскладывается сверху или просто вшивается в виде вставки с задней стороны, чтобы избежать среднего шва.
В последнем случае во вставном кожаном клине выдавливаются еще маленькие ножны для небольшого ножичка, обычного спутника кинжала. В редких случаях добавляется еще второй инструмент – длинное шило, рядом с ножичком. Когда кожа сшита, мастер, пока она ещё сыра, тиснит на ней с помощью металлического подогретого штампа узоры так, как это делают переплетчики; делает колесиком дорожки, окаймляя места будущей металлической оправы ножен.
Дальнейшая работа может остаться у этого мастера или перейти к другому. Необходимо теперь заготовить металлические части ножен. Их число колеблется от двух, на самом скромном кинжале, до четырех на богатом, если только ножны не обтягиваются сплошь металлом, как то встречается на самых дорогих кинжалах. Необходимы две части: наконечник ножен с шариком и поясок с кольцом на верхней части, для подвешивания кинжала на пояс. Остальное зависит от кармана заказчика: можно и наконечник и верхнее кольцо сделать широким, узорчатым, можно поставить накладку одну или две на середину ножен, можно, наконец, все ножны заключить в металлический сплошь орнаментированный футляр. Украшения ножен могут кроме того, разниться и по материалу и по технике орнаментации: серебряные могут быть легко гравированными, с чернью или обоими способами вместе (наиболее употребительный тип украшения); могут быть выгравированы глубоко, так что узор получится в виде плоского рельефа по матовому, иногда золоченому фону; могут быть сделаны из железа вороненого, с насечкой по нему золотом или серебром, иногда с вставками кости или рога также с насечкой; наконец, все эти техники могут быть применены вместе, в виде работы исключительной роскоши.
Ручка кинжала отделывается сообразно ножнам. Приготовляется она из двух кусков черного рога, или белой кости (слоновой, моржовой), или из дерева, обтянутого серебром. Оба куска, вырезанные по форме, прикладываются с двух сторон к выкованному вместе с клинком среднику ручки и стягиваются двумя болтиками, сквозь проделанные в среднике отверстия. На лицевой стороне ручки болтики имеют фигурные головки, форма коих изменяется сообразно моде времени. Рог или кость ручки могут быть просто отполированы, или покрыты насечкой, или резаны орнаментом, или же, как высшая роскошь, украшены резными фигурами львиных голов, лап или целых животных. Металлические ручки встречаются реже, как неприятные для держания в руке, обрабатываются обычно одинаково с ножнами. Лицевая сторона ножен и ручки всегда украшается больше, задняя скромнее как по количеству узоров, так и по качеству техники, нередко изнанку обрабатывает ученик или второстепенный мастер.
Для отделки ножен необходимо сначала изготовить начерно металлические части, затем костяные или роговые куски. Обычно серебряные части изготовляет и монтирует один мастер, железные под насечку – другой. Кость может изготовить и тот и другой, но так как железо с насечкой почти всегда сопровождается костяными вставками, то это входит больше в специальность второго. Но и тот и другой обыкновенно могут изготовить и ножны и обтянуть их кожей. Приготовленный таким образом вчерне кинжал с ножнами и их накладками поступает уже в окончательную обработку к специалисту по той или иной технике. Большею частью гравировщик по серебру умеет и чернить узор и золотить его, но не всякий может сделать глубокую гравировку. Эта техника труднее и выше.