Россия, с.Кубачи, ул. Ю.Шамова, 168
Работаем с 10-00 до 22-00
ЕЖЕДНЕВНО, И В ПРАЗДНИКИ
Впервые о Кубачинской артели, о том, как она создавалась, рассказал читателю в своей работе «Кубачинцы и их культура» известный ученый-этнограф Е. Шиллинг, отдавший 25 лет жизни изучению истории и культуры народных художественных промыслов. Вот что он писал: «Пришла Октябрьская революция. В годы гражданской войны кубачинцы испытали на себе власть турок и нашествие контрреволюционных отрядов. Подкатывались к ним также банды Гоцинского. С советизацией Дагестана и объявлением в Буйнакске в ноябре 1920 года тов. Сталиным автономии ДАССР для кубачинцев начался новый период существования — период возрождения и расцвета, — период строительства социализма. Село Кубачи, как и весь Дагестан, неузнаваемо изменилось за эти годы. Не без борьбы, не без усилий тяжелое наследие прошлого было сломлено, отброшено, изжито, оставлено позади. Селение Кубачи изменило свой облик. Кубачинцы не отстали от жизни. Они быстро включились в эту большую созидательную работу, которая охватила Дагестан. Здесь был организован колхоз им. Тельмана и металлообрабатывающая артель «Кубачинский художник».
И действительно, в 1924 году в селе была организована такая артель, однако нехватка опыта, отсутствие средств, сырья, оборудования, производственных помещений привели к тому, что в скором времени в артели остался только один человек — Абдулла Тубчиев.
Плохую службу в сохранении артели сослужили бывшие богачи и сомнения самих мастеров, но несмотря на это в следующем 1925 году 38 мастеров решили возродить артель. Председателем выбрали Абдусалама Омаркадиева. Мастера снесли в общий фонд свое личное серебро, кто что мог, к примеру, Гаджимамма Халилов пуд серебряного лома. Начали работать. В течение полугода изготовили интересную коллекцию изделий — портсигары, шкатулки, сахарницы, кинжалы курительные трубки и многое другое. Изделия были отвезены в г. Ростов-на-Дону в краевой кустпромсоюз. Крайкустпромсоюз одобрил начинание мастеров и отправил эти изделия вместе с представителем артели в Москву для заключения договора. Экспертная комиссия Мосторга также высоко оценила изделия и решила отправить их за границу. С артелью был заключен договор на изготовление 1 000 портсигаров, 1 000 трубок и нескольких десятков других изделий. Решено было также выделить артели 400 кг серебра. Это решение очень обнадеживало и, многие, ранее сомневающиеся мастера, так же вступили в артель. К 1928 году в артели уже насчитывалось 90 человек.