Россия, с.Кубачи, ул. Ю.Шамова, 168
Работаем с 10-00 до 22-00
ЕЖЕДНЕВНО, И В ПРАЗДНИКИ
Сегодняшний обряд погребения в Кубачах, его ритуалы во многом схожи с похоронами в других селах Дагестана. В древности же он был довольно своеобразным и больше напоминал языческий обряд Тибета. Об этом свидетельствуют записи испанского путешественника Абу-Хамида-Аль Гарнати. Вот что он писал: «Близ Дербента расположена большая гора, на вершине которой имеются два селения. Живет в них народ, называемый Зирихгеран, т. е. изготовители панцирей… Нет у них религии и не платят они джиз. Когда умирает у них человек, и если он мужчина, то передают его мужчинам, находящимся под землей, которые расчленяют кости покойника очищают их от мяса и собирают мясо его, которое дают на съедение черным воронам. Они стоят с луками, чтобы не дать другим птицам есть что-нибудь из мяса. А если покойник — женщина, то передают ее мужчинам над землей, которые вытягивают ее кости и дают мясо коршунам. И стоят они со стрелами, чтобы помешать другим птицам приближаться в ее мясу».
Трудно, конечно, сказать что-либо определенное об этом, к сожалению, в Кубачах не проводились археологические раскопки, но то, что подобное все-таки могло иметь место, подтверждают раскопки Шаракунского могильника (Южный Дагестан), где были обнаружены следы подобного захоронения с признаками расчленения трупа.
В более позднее время для похоронного обряда кубачинцев стало характерным не столько избавление от покойника, сколько стремление сохранить его вблизи живущих, о чем свидетельствует и расположение могильников — все они находятся вблизи седа. Умерших за пределами села кубачинцев привозят хоронить в село. Кроме того, произошла трансформация и самих погребальных сооружений. Наиболее характерными стали узкие вытянутые грунтовые могилы, стенки и перекрытия которых выложены из каменных плит.
С годами у кубачинцев изменились не только похоронные ритуалы, но изменилось и само отношение к смерти. Смерть стала считаться естественным явлением и достойно умереть в глубокой старости означает то же, что и достойно прожить жизнь. Смерть глубокого старика не считается горем, другое дело, когда смерть оказывается преждевременной, тогда она воспринимается с тяжелой душевной болью как близкими родственниками, так и сельчанами. Все они принимают участие в погребальных и поминальных обрядах. Выразить соболезнование тем, кого постигло горе, приезжают кубачинцы, живущие в других местах,
Хоронят в Кубачах в послеобеденное время. Перед похоронами умершего обмывают, переодевают в чистую одежду, заворачивают в белый холст (саван), укладывают да специальные носилки, укрывают черной буркой и на руках несут до самого кладбища.
Вынос умершего из дома сопровождается плачем и причитаниями женщин, но в самих похоронах женщины на участвуют, все дни траура они читают Коран или же раздают садака. Если кто-либо из сельчан во время похорон не оказался дома, то он должен выразить соболезнование после возвращения.
После смерти родные и близкие отмечают третий день, сороковой, а также годовщину смерти. В эти дни проводятся поминки, на которые готовятся поминальные кушанья. В тризне участвуют все родственники и близкие друзья. Для увековечивания памяти усопшего ставится надгробный памятник с указанием имени и даты смерти. Памятники очень характерны для Кубачей, они богато украшены резным орнаментом с включением в него различных надписей, изречений из Корана и т. д. По этим памятникам можно судить не только о том, что кубачинцы замечательные мастера, но и проследить историю села, развития декоративного искусства, принесшего Кубачам мировую славу.