Любуясь великолепным изделием из благородного металла серебра, украшенного черневым орнаментом и тончайшей гравировкой с алмазной гранью, нельзя даже предположить, что это изделие – плод труда нескольких мастеров, выполняющих каждый свою операцию, в которой является тонким специалистом, а само изделие изготовлено или из куска серебряной «буханки», купленной в банке, или из серебряных обрезков и стружки, оставшихся в виде отходов от изготовления другого серебряного изделия.
Если заготовкой является чистое серебро, то задача мастера – добавить к нему чистую медь в определенной пропорции, чтобы получить серебро пробное. Для того, чтобы серебро получило принятую в России 875 пробу, нужно к 875 граммам чистого серебра добавить 125 грамм меди. Серебро и медь режут на небольшие куски, в стружку. Стружка серебра засыпается в специальный тугоплавкий тигель в печи, где серебро под действием постепенно нагревается и плавится, становясь однотонной белой густой тяжелой жидкостью. Когда очередная порция стружек растает, мастер добавляет новую порцию, и так до тех пор, пока тигель не заполнится жидким металлом.
Затем расплав серебра с медью выливается в специальную железную форму, где он приобретает форму бруска серебра 875 пробы. При необходимости можно изготовить брусок серебра 925 пробы – точно так же – смешиваются 925 долей серебра с 75 долями меди.
Если брусок выплавляют из отходов серебряного производства, то они просто засыпаются в тигель, но желательно добавить совсем чуть-чуть чистого серебра. Полученный брусок из серебра 875 или 925 пробы надо будет еще раскатать в пластину или серебряную ленту, о чем мы расскажем далее.
Повторюсь, трудно поверить, что невероятно красивое серебряное изделие имеет в своей основе эту серую заготовку, далекий от совершенства брусок металла.