г. Москва, ул. Краснобогатырская, дом 13, 
Работаем с 10-00 до 22-00
ЕЖЕДНЕВНО, И В ПРАЗДНИКИ
Добавлено в корзину

Абдулжалил Ибрагимов

4 Июн 2018
Абдулжалил Ибрагимов

        Ещё одним представителем златокузнечного дела старой школы Кубачи является Абдулжалил Гаджиабдуллаевич Ибрагимов. Он внёс большой вклад в развитие народно-прикладного искусства родного края, оставил о себе добрую память, распространяя и прославляя на весь мир ювелирное ремесло своего народа.

        Будучи непревзойдённым мастером по гравировке, насечке, просечке слоновой кости, Абдулжалил совершенствовал своё мастерство, наблюдая за природой. Вглядываясь в неё и перенося увиденное на металл. Пользоваться волшебной книгой природы Абдулжалила научил его отец, Гаджиабдулла. Он использовал лепестки растений, составлял из них элементы орнамента и они оживали в его умелых руках на металле. Когда у Гаджиабдуллы спрашивали, откуда он берёт разнообразные витки и линии, он отвечал: «Они у меня в голове, и сами просятся в узор, опережая друг друга, толкаясь и торопясь, как мысли поэта. И каждый из них просит: «Меня сначала оживи!»

        О виртуозности мастера золотой насечки по кости, об эмальере Гаджиабдулле знали далеко за пределами Кавказа. Человек он был решительный, настойчивый и целеустремлённый. Объездив десятки стран, Гаджиабдулла выехал в Турцию, где создал блестящее произведение ювелирного искусства — Коран. Эта работа хранится в Дагестанском музее искусств. Обложки оформлены в технике выемчатой эмали, а в центре гравюра с чернью — название книги. Листы выгравированы и покрыты чернью выделяющимся арабским шрифтом. Шрифт выглядит как кружево. Описать словами эту красоту почти невозможно, надо самому это увидеть!

        С одинаковым мастерством владел Абдулжалил карандашом, резцом и лобзиком. Из пластинки слоновой кости он вырезал орнаментальные композиции, похожие на тончайшие кружева. Он считал, что мастеру нужно вдохновение, чтобы его произведения были не мертворождёнными, а живыми.

        Сын Абдулжалила, поэт Магомед-Расул так вспоминает об отце: «Это был человек изумительной и самоотверженной работоспособности. По существу, мы его видели только за верстаком, ложились спать — он работал, просыпались ночью — так же горела керосиновая лампа, вставали утром — он работал, уже полусогнувшись… И сейчас я вижу каждое движение отцовских рук, его тёплую строгость. Он учил нас арабскому алфавиту, хотя и не имел образования, тяга к науке и знаниям была заложена природой. Рядом с верстаком всегда лежали книги по искусству и истории древнего мира и Востока. Он всегда был в курсе мировых событий; как бы ни был занят — просматривал газеты».

        Отцу посвящены такие, полные любви, строки Магомед-Расула:

«В нашей сакле

И отец, и дед

Выводили свой узор тончайший.

И в резьбе -

Твореньях многих лет -

Было всё: от очага до чаши».

        С искренней благодарностью отзывалась об Абдулжалиле Гаджиабдуллаевиче его ученица, народный художник Дагестана, Манаба Омаровна Магомедова. «Мне было около десяти лет, я жила в Тбилиси, куда приехал кубачинский мастер Абдулжалил Ибрагимов. Он ещё до революции, в свои молодые годы, работал вместе с местными мастерами в знаменитых Серебряных рядах грузинской столицы. Заметив мою тягу к гравировке, он взялся обучить меня златокузнечному делу. Сначала он научил меня вырезать орнамент на бумаге, дал задание — сложить бумагу и, как снежинки, вырезать орнаменты. В следующий свой приезд он получил кипу «снежинок» и опешил. Достал резец, наточил и продемонстрировал на медных блюдах, как вырезать орнамент на металле. Его практические указания и советы дали мне очень многое».

        Объездивший полмира Абдулжалил противопоставлял Тбилиси Парижу и при этом говорил: «Нигде так не скучал по родному краю, как в Париже. Пусть Париж очень красивый город, но на Тбилиси я его не променяю».

        В Париже Абдулжалилу пришлось жить и работать три месяца у одного хозяина, который взял на себя труд реставрировать предметы восточного искусства в Лувре. Три долгих месяца кубачинец работал не зная сна, чтобы исполнить задумку дотошного француза.

        Однажды весной решили кубачинцы, работавшие в Париже, приготовить плов по-восточному. Он и его товарищи вышли купить рис. На витрине его не оказалось, а названия риса по-французски никто не знал. Тогда Абдулжалил вернулся домой, вырезал из слоновой кости зёрна риса и понёс их показать продавцу. Тот заулыбался и продал ему самый лучший рис, какой имелся в лавке.

        В Государственном музее Грузии находится альбом кубачинских орнаментов Абдулжалила Ибрагимова. Этот альбом представляет большую ценность для знатоков прикладного искусства Кавказа. Это не просто альбом — удивительный мир орнаментов «страны Зирехгеран», который и сегодня восхищает каждого посетителя музея искусств.

        Об удивительном и сердечном человеке Абдулжалиле Ибрагимове можно говорить много. Он ушёл из жизни в 54 года, в расцвете сил, не завершив задуманные и начатые композиции. Смерть оборвала такую яркую, полную надежд, событий и стремлений, жизнь. Но «дело Мастера» продолжает жить! Его ученики, почитатели таланта великого художника и сегодня создают удивительные, поражающие своей красотой и великолепием, шедевры ювелирного искусства Кубачи.

 

Возврат к списку