г. Москва, ул. Краснобогатырская, дом 13, строение 3
Работаем с 10-00 до 22-00
ЕЖЕДНЕВНО, И В ПРАЗДНИКИ

Ваши покупки:
0 товаров на 0 Р
Итого: 0 Р Купить
Добавлено в корзину

Знаменитые аулы Дагестана. Часть 2. История Кубачи

1 Июл 2016
Достоверных данных о том, когда был основан аул, называемый сегодня Кубачи, нет. Известно то, что эта территория входила в состав Кавказской Албании, следы которой остались в виде «албанских» медных котлов и в орнаментах каменных надгробий. Самое древнее упоминание о стране кольчугоделателей «Зирихгеран», касается событий VI века нашей эры. В нем говорится о том, что жители Зирихгерана платят дань персидскому царю из династии сасанидов Хосрову Ануширвану, из чего следует, что в те древние времена «Зирихгеран» был уже сложившимся государственным образованием.


Как писал арабский историк IX века Аль Масуди: «Где-то в глубине Кавказских гор затерялось вольное общество «Зирихгеран», и оно платит дань городам Дербенту и Баку». К раннефеодальному образованию «Зирихгеран» относились аулы Кубачи, Сулевкент, Амузги, Анчибачи и несколько маленьких сел.
  

Государства  Серир, Гумик, Кайтаг, Зирехиран, Табасарая, Лаке отражали агрессию сасанидского Ирана (VII в.), экспансию арабов  (VIII в.), нападение сельджуков (XI в.). Основным занятием жителей Зирихгерана оставалось ремесло. В XII веке н. э. арабский историк Абу-Хамид Андалузи писал: «Зирихгеранцы занимаются изготовлением всякого орудия, кольчуг, шлемов, мечей, луков, ножей, кинжалов и разной медной посуды. У них нет ни пашен, ни садов, но они живут зажиточно и к ним из разных мест привозят всевозможные предметы».


Для Кубачей было характерно  язычество – зороастризм. Затем в Кубачи проникли поочередно иудаизм и христианство. Это подтверждают камни в форме крестов, которые попадаются на территории кладбища, и резные камни с изображениями животных и птиц в стенах домов.
В 20—30 годах XIII века в Дагестан дважды вторгались монголы, в XIV веке на Дагестан были совершены опустошительные набеги Тохтамыша, Тимура и т. д. Но наиболее опасным для кубачинцев оказалось соседство с селением Кала-Корейш, откуда шло насаждение ислама, чему долго противились кубачинцы. Однако силы были неравными и в конечном итоге кубачинцам пришлось принять ислам в XIV веке. По преданию, в одном из боев с корейшитами погибли сорок воинов-батыров, которых похоронили ночью. На этом месте утром посеяли редиску, чтобы враги не догадались, какой урон нанесли кубачинцам. С тех пор это место называется Къала-ку – поле редиски.

  
Сменялись завоеватели, сменялись религии — язычество, христианство, ислам, но ремесло оставалось основным видом деятельности кубачинцев. Кубачи в XVIII веке ярко описал голландский путешественник Якоб Рейнерс: «На юго-западе от Каракайтага живет 1 200 семейств одного племени, которое называет себя Кубачами и которое относится к числу старейших обитателей Кавказа. Все, даже самые дикие народы Кавказа, относятся к этому племени с особым уважением. Кавказские владетельные князья оставляют на хранение у этого народа излишки имущества или свои сокровища. Кубачинцы вежливы, спокойны, трудолюбивы. Они очень ловкие и зажиточные люди, знающие персидский язык. Большая часть их занята торговлей. Они также известные мастера, которые выделывают оружие, пистолеты, сабли, ножи, панцири. Их злато- и сребро-кузнечная работа очень похожа на работы Аусбурга и Карлсбада. Так как ни .Персия, ни Анатолия не имеют таких умелых мастеров, их изделия всюду находят спрос и дорогую оценку. Такими же ценными являются вышивки золотом и серебром, производимые их женами, которые, кроме того, ткут еще красивые ковры производят войлочные плащи и шерстяные ткани, служащие обычно одеждой для их мужей».


В XVI-XVIII веках Кубачи на правах вольного общества входили в Кайтагское уцмийство. В 1725 году уцмий Кайтага присягнул на верность России, и с этого момента кубачинцы перестали платить ему дань.


В последний раз в истории боевые действия в окрестностях Кубачи проходили в 1741 году, когда иранский правитель Надир-шах вторгся в Дагестан. Героическая оборона Кубачи, в которой приняли участие и кайтагцы, согнанные со своих земель, стала одним из ярких эпизодов борьбы с иноземным захватчиком. По преданию, когда 24-тысячный отряд Надир-Шаха стоял напротив аула, готовясь к штурму, кубачинцы применили хитрость – выставили на плоских крышах своих домов водоносные кувшины-мучалы, имеющие своеобразную форму, направив горлышки сосудов на неприятеля. У каждого мучала сельчане выставили горящие факелы. Противник, приняв медные сосуды за пушки, предпочел ретироваться.


В Кавказской войне кубачинцы, видя ее бессмысленность, участия не принимали. В XIX – начале XX века, как и в старые времена, они продолжали заниматься своим ремеслом, ездили по Европе и Азии, добирались до Парижа и Мадрида на запад и до Калькутты и Пекина на восток, открывали мастерские в городах Кавказа – от Тифлиса и Владикавказа до Баку и Порт-Петровска. Некоторые кубачинцы работали в Стамбуле и городах Передней и  Средней Азии.



Автор Саид Ниналалов
Возврат к списку