г. Москва, ул. Краснобогатырская, дом 13, строение 3
Работаем с 10-00 до 22-00
ЕЖЕДНЕВНО, И В ПРАЗДНИКИ

Ваши покупки:
0 товаров на 0 Р
Итого: 0 Р Купить
Добавлено в корзину

Знаменитые аулы Дагестана. Часть 1

25 Июн 2016
Аул мастеров Кубачи расположен на высоте более 1500 метров над уровнем моря в Сирагинских горах Дагестана. Остатки средневековых крепостных стен, мечетей, старинные жилые постройки, бесконечные лабиринты темных даже в яркий день улочек-переходов, вырубленные в толще камня узкие лестницы, резные каменные архитектурные детали создают картину хорошо сохранившегося экзотического средневекового города-крепости. Две круглые боевые башни венчают пирамиду домов, словно пчелиные соты нависших друг над другом на крутом склоне горы.

О мастерстве кубачинцев было известно еще в раннем средневековье, когда знаменитый аул был центром небольшого государства Зирихгеран (с персидского «кольчужники»). Основным занятием жителей этого горного царства была металлообработка. Кольчуги мастеров из Угбаже (так называют свое селение сами кубачинцы) славились далеко за пределами Дагестана.

Существуют легенды об иноземном происхождении кубачинцев. По одной из версий генуэзцы имели в горах рудники, где добывались серебро, медь и другие металлы. По другой – это остатки отряда местеров из войска Великого Искандера – Александра Македонского. Авторы версии европейского происхождения кубачинцев придерживались мнения, что у маленького горского народа не может быть такого высокохудожественного ювелирного искусства.



На вопрос, почему жители соседних аулов называют кубачинцев «парангами» -французами, этнограф А. Дирр ответил, что на востоке слово «франк» воспринимается как изобретательный человек. Окончательный вывод современных исследователей — кубачинцы — древний автохтонный дагестанский народ. Но на вопрос, откуда в глубине дагестанских гор появился аул, где все жители – мастера, исследователи ответа не дают.

«Кубачинцы вежливы, спокойны, трудолюбивы. Женщины умны и начитанны. А мужчины – известные мастера, которые выделывают оружие, пистолеты, сабли, кожи, панцири. Золотая и серебряная их работа подобна карлсгбатской или агсбургской. Ни Персия, ни Анатолия не имеют таких умелых мастеров, их изделия всюду находят спрос и дорогую оценку», - рассказывал путешественник Якоб Рейнеггс.



Антрополог П. Ф. Свидерский был поражен тем, что кубачинцы, несведушие в археологии, отлично понимают древность или ценность той или иной вещи. В некоторых плитах домов в виде горельефов выбиты выпуклые изображения льва, львицы, гиены, змеи, скачущего всадника. «Каким удивительным художественным вкусом, тонким чутьем, высоким мастерством должен был обладать древний ремесленник, чтобы с таким совершенством передать грациозность одного животного, стремительный бег другого, силу и мощь третьего. По мастерской, чисто классической работе их можно отнести к античным вещам», — восклицает П.Ф. Свидерский.

С древних времен основное традиционное занятие кубачинцев – ремесло. Земледелие и скотоводство носили подсобный характер. Развитыми отраслями ремесла являлись металлообработка, резьба по камню и дереву, обработка кости. Ведущая и высокоразвитая отрасль традиционного ремесла – металлообработка включала медночеканное дело (изготовление водоносных сосудов, ритуальной посуды, крышек к котлам), литье бронзовых котлов, светильников, изготовление художественно отделанного холодного и огнестрельного оружия, разнообразных женских украшений, предметов мужского костюма (пояса, газыри), деталей конского снаряжения.

Изделия эти находили сбыт далеко за пределами Дагестана. Женщины-кубачинки занимались производством сукна, славились золотой вышивкой. Любая работа кубачинцев в своем роде неповторима и относится к явлениям подлинного народного творчества. «У нас даже кушанья бывают с гравировкой», — говорят кубачинки. Как отметил Е.М. Шиллинг, вся атмосфера жизни кубачинцев, вплоть до мелких бытовых моментов, насыщена богатейшим художественным материалом.



Кубачинские изделия, украшенные чернью, гравировкой, насечкой золотом, резной слоновой костью высоко ценились на протяжении столетий как в странах мусульманского Востока, так и в Западной Европе. Каждый элемент кубачинского орнамента – не просто красивый узор – это застывший в совершеннейшей форме драгоценный момент вдохновения мастера, он хранит в себе глубочайший смысл и несет радость жизни, тепло очага и мудрость веков. Специалисты еще долгие годы будут биться над расшифровкой тайны кубачинского орнамента, не зная, что он состоит из солнечного тепла, звездной узорчатости и страсти влюбленных.

Традиционные основы кубачинского искусства свято оберегались каждым поколением мастеров и вместе с тем оттачивались и отшлифовывались на протяжении веков, впитывая в себя достижения мировой культуры и преломляя их сообразно с незыблемыми заветами дедов и отцов. Профессия мастера была наследственной, передавалась из поколения в поколение, каждый мастер владел, помимо общих профессиональных навыков, личными секретами ремесла, переходившими от учителя к ученику. И в современном постиндустриальном обществе XXI столетия кубачинские ювелиры, как и их отцы, деды и прадеды, по праву несут гордое звание мастеров своего «международного профессионального цеха» — златокузнецы.



Известный автор популярных телевизионных программ Михаил Кожухов, поделился впечатлениями о поездке в Кубачи осенью 2015 года: «Зачем нужна дорога в горах, если она не ведет в Кубачи? Кубачинцы обрушивают на тебя всю эту неземную красоту, объявляют тебя кунаком, заставляют поклясться: ты приедешь к ним еще — рассмотреть, распробовать, запомнить… Уезжая, ты оглядываешься на дома, которые лепятся один на другой, словно карабкаются по скалам к небу, и понимаешь: да! ты, конечно же, сюда когда-нибудь вернешься. Во всяком случае, будешь об этом мечтать».







Автор Саид Ниналалов
Возврат к списку