г. Москва, ул. Краснобогатырская, дом 13, строение 3
Работаем с 10-00 до 22-00
ЕЖЕДНЕВНО, И В ПРАЗДНИКИ

Ваши покупки:
0 товаров на 0 Р
Итого: 0 Р Купить
Добавлено в корзину

Технология изготовления кубачинского изделия из серебра: гравировка

24 Окт 2016
Технология изготовления кубачинского изделия из серебра: гравировка
Мастер гравировки, «хабичу уста» - главная фигура в кубачинском производстве. «Уста» - с кубачинского – мастер, «хабиччи» - гравировать. Евгений Шиллинг в книге «Кубачи» (Пятигорск, 1937) описывает гравировщика так: «В маленькой комнатке, сплошь застекленной, как в сплошном фонаре, лицом к свету сидит человек, внимательно склонившийся над серебряной пластинкой, наложенной на брусок, который он держит в левой руке и «копает» по серебру резцом. Это кубачинский «хабичу уста» в своей мастерской. Перед ним что-то вроде прилавка, за которым он примостился на низеньком деревянном табурете.

В мастерской своеобразный порядок и чистота. Мелкий инструментарий гравера – разнообразные резцы и молоточки – частью разложены на прилавке, частью засунуты за шнур, протянутый вдоль стены. Где-нибудь рядом блюдечко с чернью, бура, пинцет, куски серебра, напильники, аптекарские весы, ножницы, циркуль, - вот, кажется и все».

Сегодня, как и 80 лет назад, технология та же: мастер, кусок серебра в правой руке, резец – штихель – «дуп» - в другой. Изделие из серебра или серебряную деталь мастер закрепляет при помощи черного вара на деревянном бруске для того, чтобы это изделие было удобно держать, и чтобы при гравировке из-за давления штихеля лист серебра не прогибался. «Хабичу уста» берет брусок с серебряным изделием в левую руку и острым углом резца «дупа» намечает на поверхности изделия расположение основных линий узора. Если узор предполагает симметрию, или имеет в основании шестиконечную звезду по числу рюмок или стопок в сервизе, то мастер использует циркуль, чтобы наметить необходимые узловые точки узора, зарождающегося пока только в его голове. Эскизы мастера на бумаге делают очень редко.

Затем мастер переворачивает штихель «дуп», меняя острый конец резца на копьевидный, упирает деревянную, обычно собственноручно выточенную, рукоятку штихеля в ладонь, и охватив пальцами металлическую, латунную или медно-никелевую накладку на штихеле у резца, принимается за гравировку. Он режет металл, прорезая в серебре канавки – линию узора, направляя штихель вперед от себя, то плавными движениями, то выстругивающими толчками. При этом по мастерской разлетаются серебряные стружки.

Через некоторое время можно будет увидеть на поверхности изделия углубленный рисунок из прихотливо расположенных извилистых линий – веточек с разнообразными листочками – элементами узора. Весь рисунок является сплошной выемкой из серебра – цельной непрерывающейся структурой.

О том, какие узоры используются под чернь и как они называются, мы расскажем вам в следующем разделе.

Автор Саид Ниналалов

Возврат к списку