г. Москва, ул. Краснобогатырская, дом 13,
Работаем с 10-00 до 22-00
ЕЖЕДНЕВНО, И В ПРАЗДНИКИ
Насечка – бищибзиб – инкрустация, вставка кусочков одного материала в другой, являющийся основой. Насечка делится на два вида: насечка по металлу и насечка по кости и рогу. Насечка по металлу наносится на железный предмет золотом и, реже, серебром.
Мастер прикрепляет варом металлический предмет к деревянному бруску и чистит поверхность железа шабром и особым тупым полирующим инструментом. Затем он легкими ударами молоточка по верхнему контуру резца прорезает на память, без какого-либо предварительного эскиза, рисунок. Рисунок делается тонкими линиями. Внутри листочков, вырезанных контурно, проводится по одному, по два продольных штриха.
Заменив резец на другой с граненным острием, мастер проходит им по линейному рисунку, нанося точечную чеканку и превращая все линии и штрихи в точечный пунктир. Ставшая чрезвычайно шероховатой, заусенчатой, поверхность орнамента сглаживается тупым полирующим инструментом, и все заусенцы загибаются внутрь прорезов.
Следующая стадия работы – вбивание в узор золота. Мастер берет кусок круглой, тонкой (0,2 – 0,3 мм) проволоки, накладывпает ее левой рукой на прорезанные линии рисунка и миллиметр за миллиметром вбивает внутрь ударами молотка. Золото вбивается в канальцы орнамента и крепко заседает в них, удерживаясь по краям мелкими железными заусенцами.
После этого мастер тщательно и равномерно простукивает молоточком все части рисунка, сплющивая тем самым загнанную в железо проволоку. Штрихи внутри лепестков сливаются в одно целое (в сплошные золотые пятна), линии несколько утолщаются. Затем производится прорезка всего рисунка по контуру, от чего он становится более четким, нанесение штрихов дополнительной гравировки на золотые листочки и воронение железного фона, который после прокалки на огне становится темно-синим и хорошо контрастирует с золотом.
По книге: Е. М. Шиллинг. «Кубачинцы и их культура»